Как петь: искусство владения голосом

Так как сайт наш посвящен и аккомпанементу тоже, хотелось бы сказать и об этом несколько слов. Сразу оговорюсь, речь пойдет не об эстрадном или оперном пении, а о пении под гитару, как оно обычно понимается. Почему же у кого-то получается петь, а у кого-то нет? У одних красивый певучий голос, а у других он как будто зажат в тиски. То же относится и к речи, к дикции вообще.

Существует два вида пения: легочное и горловое. В последнем основное внимание уделяется силе, с которой воздух выходит из легких, глубине выдоха. Считается, что чем сильнее поток воздуха, тем громче голос. С этой целью желающим петь делается множество дыхательных упражнений, также улучшается общефизическая подготовка (вспомните, почти все оперные певцы — люди, физически крепкие).

Несколько иной подход предлагает нам ученый, психолог, Владимир Багрунов, в своей книге "Азбука владения голосом". Подход этот, конечно, не новый и не Владимиром Багруновым придуманный, но для Вас, надеюсь, он санет новым и интересным. Суть здесь заключается в том, что мы стараемся не выдуть из себя воздух как можно сильнее с опорой на диафрагму, а напротив, позволить ему выходить естественно, без усилий, то есть петь не связками, а легкими. Представьте, что вы с одинаковой силой дуете в короткую полую трубку и в длинную — громче будет звук, извлеченный из длинной трубки.

Чтобы не расползаться в примерах, попробуем это прямо сейчас. Кладем руку ладонью на грудь. Создаем длинную трубку: расслабляем кадык, опускаем его вниз и тем самым увеличиваем пространство, соединяющее гортань и трахею. Делаем слабый вдох через нос и ртом выдыхаем длинный звук "ааааааа..."; рот при этом еле-еле открыт. Стараемся, чтобы вдох и выдох происходили как можно более естественно, без напряжений. "Понаблюдайте", как голос зарождается в легких, проходит через гортань и выходит наружу, почувствуйте приятное щекочущее ощущение в нижней части груди во время выдоха. Вот, примерно так и нужно выпевать все звуки при легочном пении. Такой же естественный голос получается у человека, который кричит от боли.

К тому, чтобы петь легкими нас подводит сама природа. У пернатых, например, связок вообще нет, однако кто громче каркает — ворона или певец? Думаю, примерно одинаково, а кому требуется меньше усилий? — Вороне. Однако, стоит ли беспокоится о силе звука, ведь для нас главное красота голоса? Но в том то и дело, что одно из другого вытекает. Если у Вас получается петь громко и без усилий, Вы сможете лучше управлять своим голосом, придавая ему нужные интонации и высоту. Кроме того частоты возникающие при правильном использовании голоса, обладают лечебным свойством.

Некоторые драматические артисты и певцы к извлечению звука из легких пришли эмпирически — гортань же они сделали только проводником, хотя, надо признаться, большинство использует горловое пение. Чтобы определить каким способом поет артист, достаточно обратить внимание на то, как широко открывается его рот при выпевании гласных, если широко, значит ему требуется с большей силой делать выдох и, следовательно, пение горловое.

И заканчивая эту тему — вновь вернемся к "Азбуке владения голосом". В ней собрано много интересного о легочном пении, а также упражнения, помогающие восстановить естественный голос, который дается каждому человеку от рождения. Единственным недостатком является, пожалуй, то, что упражнений этих слишком уж много и у чересчур старательных читателей выполнение всех их может довестись до автоматизма — врага любого творчества.

Джерело: akgitara.ru
Вхiд